hugan

Categories:

дыбр из Ростова на дому

вот и такому довелось быть свидетелем: у каждого хоть раз был индивидуальный период болезни, невыхода на улицу, выключенности из жизни, такое своеобразное гладкое пятно на ряби хронологии. А тут у всех разом, во всем мире. В городе удивительно тихо, и ночью и днем. Наверно, и всеобщее глобальное выздоровление будет похоже на индивидуальное — постепенным и вдумчивым.

Представил себе нынешнюю жизнь глазами себя лет в 10-12 (начало девяностых), когда персональная видеосвязь бывала только в фантастике, и я мечтал об электронной фотокамере, которой не нужна фотолаборатория. Как бы я воспринял картинку из нынешней жизни? как в кино: Гугл-ассистент, Фитнес-трекер, Удаленные школьные уроки из-за настоящей Пандемии, Дебетовая Карта, Гибридная Война, и даже в кустах прячется какой-то (то ли картонный, то ли шутовской, то ли «ментовский») Цифровой Гулаг с своими QR-Кодами. И все книги и фильмы мира, отдых, друзья и работа, и песни на испанских и итальянских балконах — вот вот тут передо мной, на садовом столике, и пылинки на экране святятся в теплом солнце ярче этих букв. И нельзя ходить в город, именно потому что часть целого, как это ни звучало бы пафосно, настоящего объединенного человечества, спасающего своих стариков. И этот, что называвется, гул истории (но это уже слишком пошлое выражение, как назвать эти экспоненциальные данные, в часы обновлений которых дашборд ВОЗ через раз недоступен), — как тогда в 91м, когда все в провинции прилипли к редко мерцающим пустым телевизорам, ожидая экстренного выпуска или чего-то еще... Так и вижу эту картину, почему-то замедленно раз в 25, ночь, южный душный город, и тысячи кинескопов синхронно, строка за строчкой, прорисовывают, как машина таранит стекла останкинской телестудии.. Теперь другое, конечно. Тогда под тревогой была концентрированная надежда, сейчас надежда очень неопределенноая, размытая и общая (но именно эта де-романтизация делает ее в каком-то отношении более зрелой и реальной). И в середине этой картины некий небритый я-будущий, своей-персоной в середине всего этого, не потребитель, не наблюдатель, самый настоящий участник. Недостает только доставки-пиццы-дронами, прогресс чуть не успел.
(Upd перечитал и ясно понял, что вот эта мысль об участии (будь то самоизоляция или просто занятие своим делом) в контексте этой пандемии выполняет явно защитную функцию. Мысль та, что «не спи не спи работай, если даже все плохо, надо просто продолжать заниматься своим делом, добавлять свой вклад, и станет посильно лучше». Какое-то в этом есть самоуговаривание.. Но может быть и пусть, это же, в конце концов, правда.)

Собственно, в нашем случае с карантином не так многое и поменялось — отвалились планы путешествий, гуляния с друзьями и выезды на природу, и дети стали все время дома (но это в общем и неплохо; хорошо бы, чтобы, когда все закончится, опция удаленных уроков сохранилась).

О другом. В этой связи воочию вижу, как глупость гораздо опаснее «явного зла»: ребенок, от скуки и бессилия пасущийся в Ютубе, скорее оградит сам себя от явно «недетского» (т е, в сущности, просто провокационного) контента, чем от упрощенных и подкупающих  эмоциональных паттернов. Предже всего под недетским принято понимать пресловутые «секс и насилие»; но точно так же работает любой сильный стимул, угрожющий внутренней целостности, превосходящий поддерживающие эту целостность силы)... Так вОт, мысль была в том, что ребенок/подросток скорее оградит себя от чего-то явно превышающего порог принятия (причем оградить — это не значит зажмуриться и не смотреть: ограды бывают разные, в том числе и внутренние, и, кстати, далеко не всегда от такого ограждения больше пользы чем вреда).., да, так вОт.., он скорее оградит себя от явной провокации, чем от тупнячка с каким-либо преувеличенным и эффектным, соблазнительно огрубленным (но не откровенно неприемлемым) поведением.

Сия умная мысль навеяна роликами Популярных Видеоблогеров вроде «что будет если бросить 1000 ментосов в 1000 пепсикол одновременно», а также ерническим  тоном мультиков типа Смешариков (вот не нравятся мне они, особенно этим постоянным подмигиванием через головы детей непонятно кому). Нет, тысяча бутылок колы сами по себе могут иметь определенный смысл, я отлично понимаю интерес к экспериментированию и опробованию неявных свойств объектов физического мира. Меня смущает другое: тон и различные неявные допущения (в том числе ценностные!!), транслируемые этим.. как это называется.. развлекательным контентом. Проблема с этим тоном именно в том, что к нему не возникает явных весомых претензий, и в результате огрубленный эмоциональный строй проникает в жизнь ребенка незаметно и прямиком, минуя рациональную и ценностную фильтрацию, пока ребенок не оказывается им более или менее подкупленным. И тогда критика не включается уже в силу подкупа. Кстати про подкуп: по моим наблюдениям, его сильно облегчает массовость на экране. Если бы эти 1000 пепсикольных бутылок выставлял в ряды один-единственный балбес, это бы так и выглядело, и вряд ли принесло бы автору такую Популярность, как когда к кадре команда из его 15 веселых друзей и всяческий ажиотаж.

Вот.. Сидим дома, сглаживаем кривую. Дети повторно проходят Ботаникулу, вынесенную проектором на стенку — очень красиво, успокоительно, и соединяет разные миры в один.

И, боже-мой, как все-таки, наверно, безумно тяжело в эти дни быть врачом или ученым-иммунологом-вирусологом, от которого зависит гораздо больше, который может повлиять.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded